Прочитайте интересную статью Светланы Смирновой, психолога: Каждое четвёртое обращение ко мне как к психологу звучит так: «Что нам делать? Совершенно не хочет учиться. Домашнее задание – из-под палки. Только бы в компьютере сидеть, телевизор смотреть. В первом классе ещё хоть какое было стремление к знаниям, а начиная со второго – вообще никакого». Самое интересное, что при последующем общении с ребёнком выясняется, что учиться-то он очень даже хочет. То, с чем младшеклассник чаще всего не готов сталкиваться, – это ощущение собственной неуспешности. Давайте попробуем понять, откуда оно берётся, из чего складывается. И что в этой ситуации могут сделать родители.
Мы часто забываем, что наша система образования рассчитана на детей, у которых нет особых проблем с познавательными функциями. На тех, кто легко обучается чтению, письму, счёту. Но многие дети сейчас приходят в школу с недосформированными межполушарными связями, проявлениями дислексиии и дисграфии. На что важно обратить внимание родителю, не имеющему специального психологического, дефектологического, логопедического образования?
- Ваш ребёнок с трудом учится читать: не видит некоторые буквы, не складывает слоги, пропускает окончания (додумывает свои), не понимает смысл и целого предложения, и отдельных слов.
- Проблемы с письмом – идентичные вышеперечисленным с чтением.
- Не может сориентироваться в числовой прямой, разложить число на составляющие, сказать, какое последующее, какое предыдущее. Не понимает задачи, так как их условие нужно читать.
- Проблемы с крупной координацией. Сложно поймать мяч и отбить его в нужную сторону.
- С трудом ориентируется в английском алфавите и буквосочетаниях.
Это проявления тех самых особенностей устройства мозга вашего ребёнка. Со стороны может показаться, что он ленится, но на самом деле он ужасно устаёт. Ведь любой текст приходится перечитывать, и всё занимает намного больше времени, чем у сверстников. И при всех стараниях хорошей оценки чаще всего всё равно не будет. Но если проследить динамику обучения, вы увидите, что прогресс вообще-то есть. Только медленный. К третьему классу ребёнок наконец-то начинает читать, как надо было в первом.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Убрать критерий оценки. Оставить его для тех предметов, где всё получается. Обычно это рисование, физкультура (кроме игр с мячом), если хорошая память – окружающий мир (не тесты), стихи. А по всем остальным предметам – оценивать по степени овладения навыками. Делал 20 ошибок, стал делать 8 – прогресс. Понял, где ставить мягкий знак, – очень хорошо.
Сочетать занятия в школе с коррекционными занятиями с логопедом (школьный логопед исправляет не звуки, а проблемы с чтением и письмом), нейропсихологом (занимается ускорением развития нервных связей в мозгу). Ну и, конечно, родительская поддержка.
Неадекватные реакции родителейСочетать занятия в школе с коррекционными занятиями с логопедом (школьный логопед исправляет не звуки, а проблемы с чтением и письмом), нейропсихологом (занимается ускорением развития нервных связей в мозгу). Ну и, конечно, родительская поддержка.
К сожалению, часто мы сами отбиваем у детей всяческое желание учиться. Что будет, если абсолютно не учитывать особенности детей, приведённые выше, и всё объяснять ленью? Каждодневный скандал. Долгожданных пятёрок нет и не будет. И с каждым днём ребёнок просто теряет веру в себя, в свои способности учиться. А если ещё и сравнивать с Петями и Машами, у которых всё в порядке… В ответ ребёнок начинает бунтовать. Потому что бунт – это ощущение хоть какой-то силы. Человек так устроен, что состояние бессилия долго выносить не может. Часто уход в компьютерные игры бывает связан с поиском ощущения своей успешности. Там-то ребёнок постоянно чего-то достигает и может собой гордиться. Тот же эффект бессилия возникает у школьника, когда родители делают уроки вместе с ним, а чаще за него. Мы сами себе противоречим. Говорим: «Учёба – это твоя работа (дело, обязанность)». Потом садимся рядом – и никакой самостоятельности. Редко у какого родителя хватает терпения не включаться в процесс с целью его ускорения.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Дать ребёнку установку: уроки – это его ответственность. Вы включаетесь, только когда действительно что-то непонятно. Если школьник чего-то не понимает, вы просите его прочитать и рассказать, как и что он понял. В идеале ещё и объяснять, задавая наводящие вопросы. Помнить о том, как важно замечать позитивные изменения. Говорить, что очень рады, гордитесь тем, что ребёнок самостоятельно сделал хотя бы часть заданий.
Отношения с учителем
Иногда учёба не клеится из-за плохих отношений с учителем. Чаще так бывает у детей, особенности которых вызывают раздражение у педагога. Неусидчивые, опережающие программу (сделал задание по математике за 5 минут и мешает классу), слишком долго соображающие, напоминающие учителю кого-нибудь неприятного. И начинаются придирки и недовольство. А иногда педагог просто не очень компетентен. Бывает, что его требования не учитывают возрастные и психологические особенности детей. Например, в начале второго класса снижает оценки не только за ошибки, но и за помарки. И если родители, не разобравшись в ситуации, встают на сторону педагога, то ребёнок убеждается в том, что школа – это такое ужасное место, из-за которого одни проблемы и никакой радости.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Проанализировать ситуацию. Понять, что из требований и замечаний учителя обоснованно, а что нет. Обязательно пообщаться с учителем. Донести информацию об особенностях ребёнка. Разработать стратегию, повышающую учебную мотивацию. Как ни странно, чаще всего нужно всего лишь обратить внимание на то, что у ребёнка получается. И снизить уровень критики. Если контакт не выстраивается и позиция педагога «Это ужасный ребёнок! Сделайте его соответствующим моим стандартам» не меняется, лучше всего сменить педагога. Если это невозможно, нанимайте репетиторов или отдавайте на занятия, которые помогут сохранить интерес ребёнка к предмету. Важно, чтобы с репетитором контакт у ребёнка был. Поэтому не стоит выбирать по принципу «Чем строже – тем лучше», если именно такой подход уже не работает в школе с основным педагогом.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий