понедельник, 20 мая 2019 г.

"Если в раю есть сирень": жизнь Леонида Колесникова, селекционера сортов сирени

   

   Многие из тех, кто каждый май любуется великолепным цветением сирени, никогда не слышали о Леониде Колесникове. А ведь именно этому человеку, талантливому селекционеру-самоучке, мы обязаны существованием нескольких сотен (!) сортов сирени. Его биография, интересная и отчасти трагичная, — биография истинного гения советской эпохи.
   Родился Леонид Алексеевич 18 мая 1893 года в состоятельной купеческой семье. Отец Леонида, предприниматель, почетный гражданин Москвы, владел домом на Кузнецком Мосту, имела дом и 2,5 гектара земли в подмосковном селе Всехсвятское (ныне московский район Сокол), а также имение в Ялте. Мать была хозяйкой швейных мастерских. Именно у дома во Всехвятском отец после рождения сына и посадил саженец сирени сорта «Мишель Бюхнер», созданного знаменитым французским селекционером Виктором Лемуаном, что и определило любовь Леонида на всю жизнь.
В 1913 году Леонид окончил реальное училище, годом позже поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института, где проучился до июня 1916 года. Далее последовал призыв в армию. Во время Первой мировой войны Леонид Колесников освоил профессию шофёра.
   После Октябрьской революции у семьи Колесниковых отобрали почти всё, чем они владели. Оставили только дом во Всехсвятском, но сад урезали с 2,5 га до 5 соток. Именно здесь Леонид и начал создавать свой сад — в разгар Гражданской войны, в 1919-м. Он служил в Красной армии шофером и, разъезжая по разоренной войной стране, он нередко оказывался в разрушенных дворянских усадьбах и поместьях, где и находил покинутые кусты сирени. Он идентифицировал саженцы, привезённые в Москву, по садоводческим каталогам; в основном ему попадались сорта французского питомника «Виктор Лемуан и сын». Некоторые сорта Колесников получил из российских ботанических садов. За сравнительно короткое время ему удалось составить весьма представительную коллекцию: в 1923 году в саду во Всехсвятском росло более 100 сортов сирени. Несмотря на такой интерес к сирени, Леонид Алексеевич так и не получил соответствующего образования и остался любителем. Основы биологии и сельского хозяйства он постигал самостоятельно, потом познакомился с сотрудницей Ботанического сада М. П. Нагибиной, которая помогла ему направить его знания и способности на путь селекции и выведения новых сортов.
   Колесникову удалось достичь в селекции поистине невероятных результатов. Чтобы вывести и закрепить новый сорт, нужно не менее 500 сеянцев. Старейшая французская фирма Лемуана за сто лет работы и несколько поколений высокообразованных селекционеров, на нескольких десятках гектар земли и с помощью сотен садовников и сельскохозяйственных рабочих вывела 214 сортов. А Колесников — в одиночку, без образования и помощников, на 5 сотках — триста! Да еще и в свободное от работы время — ведь он продолжал трудиться шофером на автобазе.
   Свои саженцы он никогда не продавал — только дарил. Десятки саженцев он отправлял безвозмездно ботаническим садам, дворцам культуры, юннатским клубам, заводским и фабричным садам. Он хотел превратить СССР в страну сирени.



 Названия, которые он давал своим сортам, подтверждают это. «Красная Москва», «Великая Победа», «Гастелло», «Иван Мичурин», «Путь коммунизма», «Маршал Жуков», «Маршал Василевский», «Знамя Коммунизма», «Галина Уланова», «Небо Москвы», «Мечта», «Надежда»... Колесникову принадлежит и авторство непревзойденной сирени, признанной самой красивой сиренью мира — бело-розовой махровой «Красавицы Москвы». Экс-президент Международного общества сиреневодов, вице-президент по европейскому региону, Колин Чепмэн (Великобритания) сказал про него: «Если в раю есть сирень, то это — „Красавица Москвы“!»
     Заслуги Колесникова были даже отмечены Сталинской премией с небывалой формулировкой — «за выведение большого количества новых сортов сирени».
Но после смерти Сталина для Колесникова настали не лучшие времена— Хрущев невзлюбил лауреата, сад не получал никакой поддержки, его сжимало кольцо новостроек. Сад подвергался постоянным набегам воров, в результате многие уникальные сорта безвозвратно погибли. Колесников, которому в то время было уже за шестьдесят, пытался противостоять этому и в результате при одном из нападений получил удар ножом, в другой раз — кирпичом по голове.
Колесников передал и сад, и все свои селекционные разработки в дар государству. Было принято решение перенести кусты из сада в питомник на Щелковском шоссе (ныне Сиреневый сад) и на аллею Сиреневого бульвара. Однако сама пересадка производилась наспех, на средства самого Колесникова (он потратил на это Сталинскую премию). Тем не менее, сирень все-таки прижилась, но сразу после этого новостройки стали подступать уже к питомнику. Чтобы расчистить место для стройки, бесценные кусты ломали бульдозерами. В 1968 году у Колесникова случился инфаркт и его не стало.
Из трехсот сортов, созданных Колесниковым, сохранились около 50. 

    Сирень селекции Колесникова растёт в парке Букингемского дворца в Лондоне (сорт «Галина Уланова»), Королевских ботанических садах (Гамильтон, Канада), Холден Арбаритум и Арнолд Арбаритум (США), Тайницком саду Кремля, она включена в коллекции сирингариев многих ботанических садов мира. Сорт «Красавица Москвы» в 1973 г. в городе Бостоне (США) был отмечен высокой наградой Международного союза сиреневодов «Золотая ветка сирени».

сорт "Сирень Победы"

   Я читала это и плакала, какая судьба, какой человек! Что имеем не храним, а потерявши - плачем; сколько красоты утеряно...

2 комментария:

  1. Спасибо за рассказ о талантливом селекционере!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, какой человек - перенести столько испытаний и всю жизнь работать над выбранным делом. Столько красоты создать, но не сберегли!

      Удалить

Related Posts with Thumbnails